Продолжение Half-Life 2 — пожалуй, один из самых популярных игровых мемов, который слегка растерял свою актуальность после выхода Half-Life: Alyx в 2020-м. VR-игра хоть и получилась замечательной, но основной сюжет почти не развивала и оставляла лишь затравку на продолжение.
В конце августа вышла Entropy: Zero 2 — продолжение крутого мода, который рассказывает о событиях в мире игры с точки зрения солдата Альянса. В честь релиза рассказываем про оба аддона и объясняем, почему их ни в коем случае не стоит пропускать, особенно фанатам серии.
Оригинальная Entropy: Zero вышла в 2017 году и сама по себе привлекала разве что концепцией. Игрокам предлагали встать на сторону Альянса, расстреливать бойцов Сопротивления и задействовать для этого весь инопланетный арсенал. Расширение получилось коротким (на час-два), и советовать его всем подряд после прохождения не особо хотелось. За историей было интересно следить, но у игры хватало проблем с гейм-дизайном. Например, в паре мест можно было серьезно застрять, если не подсмотреть прохождение.
Однако Entropy: Zero 2 — совсем другая история. Разработка стартовала в 2018-м и заняла четыре года, а результатом стало огромное расширение, на прохождение которого уйдет 8-10 часов. Сначала авторы хотели просто показать события Half-Life 2 со стороны Альянса, однако потом решили использовать слухи и утечки по Half-Life 3 и пойти чуть дальше. В центре сюжета Entropy: Zero 2 — элитный солдат Альянса с позывным «3650», который получает одну задачу: поймать ученую Джудит Моссман. Однако очень быстро герой понимает, что это миссия не так проста, даже для него.
Уже примерно через полчаса становится ясно, что называть Entropy: Zero 2 просто еще одним «бесплатным модом» — какое-то кощунство. Расширение с легкостью тянет на полноценный аддон или вообще на самостоятельную игру. Если посадить за нее не сильно разбирающегося в Half-Life человека, то вскоре он начнет удивленно хмыкать и интересоваться, почему он не играл в этот эпизод серии. Еще через час любой геймер начнет задаваться вопросом, почему бесплатное фанатское дополнение для игры 18-летней давности играется лучше, чем многие современные блокбастеры за десятки миллионов долларов.
Секрет успеха Entropy: Zero 2, на первый взгляд, прост: использовать давно зарекомендовавший себя геймплей Half-Life, освежить некоторые элементы, улучшить графику, сделать самостоятельную, интересную историю, а еще добавить фансервиса. Однако чем больше играешь в Entropy, тем больше понимаешь, сколько работы проделали авторы. Практически все компоненты тщательно выверены, концепции — продуманы, а диалоги — отлично написаны. У игры шикарная динамика: разработчики сделали все, чтобы геймер не заскучал.
Начнут главу, скажем, с экшен-эпизода, в котором действительно интересно перестреливаться: врагов много, да и атакуют они со всех сторон. Потом дадут передохнуть и предложат решить головоломку, но не слишком сложную, чтобы игрок не успел совсем расслабиться. Стоит только подумать о том, что стрельбы как-то многовато, как начнется хоррор-эпизод, где игрок вынужден прятаться и вздрагивать от каждого стука. А когда напряжение достигнет максимума, герой начнет шутить — и накопившийся стресс сразу рассеивается. Правила в Entropy 2 могут меняться даже в рамках одной перестрелки. Скажем, на первом этапе вы сражаетесь с Сопротивлением из-за укрытий, а потом из портала появляются пришельцы из мира Зен, которые рушат все баррикады и несутся прямо на вас.
При этом в Zero 2 полно элементов, которых никогда не было в Half-Life, но все они сюда органично вписались. Например, на одном из первых уровней игрок получает возможность рекрутировать в свой отряд других солдат и управлять ими. Эти эпизоды превращаются в такой простенький аналог старых Rainbox Six, где напарников можно отправить зачищать особо проблемные комнаты: все легко сделать и самому, но командовать круче. В другой главе Entropy: Zero 2 превращается в чистый F.E.A.R. — с визуальными галлюцинациями, топотом за спиной, шепотом в голове и другими ужасами. Не хватает только маленькой девочки и элитных солдат: приходится довольствоваться зомби и хедкрабами.
Что особенно здорово, так это профессиональный подход команды к гейм-дизайну. Если в первой Entropy: Zero можно было легко застрять в паре мест, то сиквел проходится на одном дыхании. Если какая-то зона уровня представляет опасность для персонажа, то разработчики сначала направят в ловушку монстров и продемонстрируют последствия. Если на дверь надо подать питание, то всегда можно отследить источник электричества по проводам. Все эти приемы использовались в играх еще пару десятилетий назад, но даже современные экшены не всегда про них вспоминают.
С фансервисом тут тоже все хорошо: Zero 2 скрывает десятки пасхалок для внимательных и не очень игроков. Не будем вдаваться в детали и сильно спойлерить, но разработчики решили не оставлять в стороне достижения Aperture Science из Portal, так что фанатам этой серии тоже есть смысл обратить внимание на новинку. События расширения разворачиваются на протяжении Episode 1, Episode 2 и после них, поэтому можно увидеть некоторые знакомые сцены совсем с другого ракурса.
Отдельной похвалы авторы заслуживают за то, как обыграли историю садового гнома из Episode Two. В оригинале он не представлял никакой ценности, но нужен был для достижения «Маленький космонавт»: для этого гнома нужно таскать с собой всю игру, доставить в Белую Рощу и положить в ракету до того, как туда залезет Ламарр. В Entropy: Zero 2 примерно после первой трети тоже можно найти себе компаньона, причем говорящего. И если тот вместе с игроком дойдет до финала, то создатели покажут секретную концовку.
Прелесть нового спутника в том, что он абсолютно очарователен: я только спустя несколько часов понял, что таскаю героя с собой на автомате, и его давно можно было оставить позади. Но напарник не только разбавляет прохождение небольшими диалогами и шутками, но и приносит практическую пользу — открывает специальные тайники с припасами и аптечками. Судя по отзывам игроков, многие сразу решили пойти более сложным путем и носить нового друга с собой до конца игры: и это много говорит о таланте авторов создавать интересных персонажей.
В общем, Entropy: Zero 2 вновь напоминает, почему в 2004 году все были в восторге от Half-Life 2. Искусственный интеллект, физическая модель, стрельба, история: даже без громких имен из старых частей тут невозможно забыть, что ты в той самой вселенной. При этом и нового контента тут много: разработчики добавили существ, вырезанных из Half-Life, а также совершенно новых врагов и оружие. Например, появились Зен-гранаты, которые открывают порталы, засасывают туда окружающие предметы, а на «эту» сторону отправляют что-то из другой реальности. Добавили возможность пинка ногой, чтобы вышибать двери, обезоруживать противников и даже арестовывать их.
Разумеется, у Entropy: Zero 2 есть некоторые проблемы, пускай они незначительны. ИИ, например, иногда тормозит: противники впадают в ступор и перестают атаковать игрока, особенно если набрать большую дистанцию. Управление автомобилем в одном из эпизодов тоже вышло не очень удобным: его постоянно заносит, а разгон никак не остановить. Некоторые платформерные эпизоды могут здорово выбесить, особенно если вы не очень любите прыгать по ящикам (в паре мест я перезагружался по 10-20 раз, чтобы просто преодолеть препятствие). Наконец, для прохождения Entropy: Zero 2 все-таки желательно ознакомиться с менее удачной, пускай и очень короткой первой частью: без нее воспринимать сюжет будет сложнее.
Entropy: Zero 2 — не просто лучшая игра последних лет во вселенной Half-Life, но и одна из лучших игр этого года в принципе. Динамичная, увлекательная, разнообразная, продуманная: если бы не права на франшизу, то команда Breadmen могла смело просить за нее полную стоимость. Если вы соскучились по Half-Life или просто хорошим шутерам — не сомневайтесь и качайте. В Steam у расширения уже 98% положительных отзывов, но еще больше хвалебных рецензий Zero 2 точно не помешают.
Что особенно здорово, так это профессиональный подход команды к гейм-дизайну. Если в первой Entropy: Zero можно было легко застрять в паре мест, то сиквел проходится на одном дыхании. Если какая-то зона уровня представляет опасность для персонажа, то разработчики сначала направят в ловушку монстров и продемонстрируют последствия. Если на дверь надо подать питание, то всегда можно отследить источник электричества по проводам. Все эти приемы использовались в играх еще пару десятилетий назад, но даже современные экшены не всегда про них вспоминают.
История в Entropy: Zero 2 тоже на уровне: она не то чтобы слишком закрученная, но очень даже в духе серии. Ситуация быстро накаляется, ставки растут, а герой оказывается вовлечен в глобальные события. Тут у расширения формируется необычный нарратив: главный герой не подозревает, во что ввязался, и ко всему происходящему относится как к типичным будням. Имя «Гордон Фримен» не вызывает у него никаких эмоций, а все достижения Сопротивления он считает удачным стечением обстоятельств, которые забудут через неделю. Но масштаб происходящего, конечно, осознает игрок, если он знаком с историей Half-Life и черновиками Episode 3.
С фансервисом тут тоже все хорошо: Zero 2 скрывает десятки пасхалок для внимательных и не очень игроков. Не будем вдаваться в детали и сильно спойлерить, но разработчики решили не оставлять в стороне достижения Aperture Science из Portal, так что фанатам этой серии тоже есть смысл обратить внимание на новинку. События расширения разворачиваются на протяжении Episode 1, Episode 2 и после них, поэтому можно увидеть некоторые знакомые сцены совсем с другого ракурса.
Отдельной похвалы авторы заслуживают за то, как обыграли историю садового гнома из Episode Two. В оригинале он не представлял никакой ценности, но нужен был для достижения «Маленький космонавт»: для этого гнома нужно таскать с собой всю игру, доставить в Белую Рощу и положить в ракету до того, как туда залезет Ламарр. В Entropy: Zero 2 примерно после первой трети тоже можно найти себе компаньона, причем говорящего. И если тот вместе с игроком дойдет до финала, то создатели покажут секретную концовку.